sibved (sibved) wrote,
sibved
sibved

Categories:

Камни дораскольной Руси 3. Подарки из Борисоглеба

Оригинал взят у anta_rus в Камни дораскольной Руси 3. Подарки из Борисоглеба
Камни дораскольной Руси 1
Камни дораскольной Руси 2

Шикарный подарок от уважаемого gragorfing
Делюсь немедленно ибо просто нет слов.

Итак. Село Борисоглеб, Владимирская область, Муромский район.
Борисоглебский монастырь по слухам аж 11 века.
В камне представлен со второй половины 17 века, до этого был полностью деревянным.

Ныне выглядит примерно так

2

На сегодня от монастыря осталась Церковь Рождества и колокольня.
В 90-е передан РПЦ и возрождается ныне как женский монастырь.

А вот в стороне от бурной реконструкции монастыря, на чем то вроде местного огорода лежат себе шесть вот таких вот камней, просто испещренных очень качественной хотя и побитой временем русской вязью.

3

Вот их и будем смотреть.

Поехали.



Все картинки ниже кликабельны для особо любопытных :)

Все плиты представляют собой правильные параллелепипеды, не имеющие рисунка на горизонтальных плоскостях.
Вообще горизонтальные поверхности явно подвергались обработке. Если помните на можайских плитах мы видили там остатки сюжета с узором, вилообразным крестом и розеткой. Тут таковых нет. Только и исключительно боковые надписи вязью.

1.
5

Итак, что мы видим на первой плите?
Стандартная эпитафия инокини, весьма схожая с таковыми из Лужецкого монастыря.
В области даты традиционная попытка что-то поковырять, далее «престависе раба божия Агафия во иноцех Александра»
Есть еще одно отличие от можайских плит — орнамент вокруг надписи.
На камне схимницы Таисии такого не было. Сам характер узора тоже уникален — это явно ростительный сюжет. На камнях Лужецкого монастыря таких не встречалось.

Что же с датой?
Все что можно там разобрать пока —  73... и даже в тройке уверенности нет.
Если это таки тройка, то речь может идти о захоронении от конца 18 до... конца 19 века.
Сомнительно! Так что думаю что это всеж не тройка.

Посмотрим дальше.

2.
4

Плита изрядно потрепана жизнью. Перетолмачить надпись даже не пытаюсь пока.
А вот дату посмотрим
И... снова облом.
7 тысяч хорошо видно, далее идет явно И (i)  десятичное, в представлении цифири не задействованное, и далее 2 которая нас не спасает.
Впрочем это камень интересен другим
Вы таки не поверите, но на арене появляется... КРЕСТ :)
То что мы так безуспешно ищем в течении всего исследования — нашлось!

Вот он крупнее на фоне довольно сильных подчисток в области даты.

2.1
4_1

Там кстати и буквы какие-то просматриваются, но уж совсем нечитабельно.

Идем дальше.

3.

6

Тут крест уже виден довольно хорошо.
Крест старообрядческий, дораскольный... и похоже пририсованный, ибо качество исполнения с вязью несравнимо.
Это конечно только предположение.
Следы надписей вокруг креста и в его теле тоже видим, точнее это отдельные буквы, что не удивительно.
По всей видимости там было нечто похожее на вот это.

medium_Image580

Плиту вообще здорово помучили. И скребли и обкалывали и даже белили.
Но мы можем предположить дату!!! и кое что прочитать.
Итак, если дата разделена крестом то это  7173 год или 1664 год от рх.
Надпись гласит следующее:
«В лето 7273 ноября в 21 день преставися раба божия девица Пелагея Дмитриева ...» концовку ниасилил :)
Орнамент, кстати, тоже флоральный, но немного другой чем на плитах выше.

4.

7

На это плите третий вид орнамента. Крест хотя и здорово стерт но выглядет родным с надписью.
Надпись гласит:
« В лето 717? генваря... преставися раб божий Дмитрий Федоров сын Борисов»
Дмитрий почил между 1661 и 1670 годом.
Тут имеем третий вид флорального орнамента.

И наконец последнее две плиты

5.

9

Дату тут разобрать так же не удалось (но первые две цифы несомненно 71... т.е. между 1591 и 1690 годом) и кроме того тут мы видим уже попытку не пририсовать а замазать или сбить крест.
В общем не шуточные там были битвы традиций. :)


6.
8

Эта плита пострадала более всех, и интересна только четвертым видом орнамента и совсем уж явними следами подчистки, причем похоже отнюдь не в области даты. Впрочем это могут быть и просто следы механического разрушения ибо плита здорово обколота.

Итак, что мы можем сказать по поводу увиденного?

1. Все плиты которые удалось датировать по эпитафиям относятся к  60-м годам 17-го века т.е. непосредственно ко времени проведения реформы патриарха Никона.

2. Надгробия этого периода имеют старообрядческий крест. Т.е. в 17-м веке к моменту Раскола такая традиция существовала как минимум во Владимирской губернии и напрочь отсутствовала в Московской, о чем нам говорят находки Можайска и Звенигорода.

3. Орнаменты Борисоглеба имеют ярко выраженный растительный характер и различны по рисунку на большенстве плит. Т.е. налицо отсутствие тут какого-то жесткого канона. Подобные орнаменты так-же напрочь отсутствуют в Можайске и Звинигороде.

4. Качество исполнения вязи в целом сравнимо с можайским.


На этом пока все. Надеюсь было интересно :))
О!




Tags: История, Находки, Руский язык, Русь, Уникальные объекты, Фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments