sibved (sibved) wrote,
sibved
sibved

Category:

Финляндия. Суворовские каналы



Водные транспортные артерии. Буквально несколько десятков лет назад – они в нашей стране были одними из главных в транспортных перевозках. Теснили их в статистике лишь железнодорожные перевозки. Но если мы взглянем чуть дальше в прошлое, на 120 лет назад и глубже – водное сообщение было наиглавнейшим в жизни страны.
Все знают про Беломорканал. Нет, не про папиросы, а про само гидротехническое сооружение. Полное название Беломорско-Балтийский канал. Построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок. Открыт 2 августа 1933 года. Строительство велось силами заключённых ГУЛАГа. Это была одна из значительных строек первой пятилетки и первое в СССР полностью лагерная стройка, которая соединила Белое море с Онежским озером. Канал, имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути. Общая протяжённость канала — 227 километров. Включает 19 шлюзов.



В Карелии, вернее на финской территории, имеются тоже каналы, возраст которых насчитывает (по официальной истории) более 200 лет.

Так называемые Суворовские военные каналы (Суворовские каналы) на озере Сайма - это часть линии крепостных сооружений, построенной на границе России и Швеции по предложению и под руководством А. В. Суворова. Каналы Кутвеле, Кяухкяя, Куконхарью и Телатайпале были проложены в 1791-1798 годах и в настоящее время располагаются на территории Финляндии в муниципалитетах Руоколахти, Пуумала и Сулкава.
Согласно Абоскому мирному договору 1743 года новая граница между Российской империей и Швецией прошла по Сайменскому озеру. Русско-шведская война 1788-1790 гг. не привела к переносу границ, но выявила недостатки российской обороны. Екатерина II, обеспокоенная близостью к границе российской столицы — города Санкт-Петербурга, приказала границу со Швецией укрепить. Руководство за проведением укрепительных работ было поручено А. В. Суворову. В результате масштабного строительства была построена грандиозная система оборонительных сооружений, одной из частей которой стали Суворовские каналы.

По Сайме из Вильманстранда в Нейшлот было возможно пройти только через пролив Пуумала, который согласно границам 1743 года остался на шведской стороне. Пролив был хорошо укреплен, и во время войны Густава III уже показал свое стратегическое значение. В случае новой войны российская Сайменская флотилия вряд ли смогла бы пройти через пролив без препятствий и потерь.

Чтобы обеспечить беспрепятственное прохождение флотилии из Вильманстранда в Нейшлот, А. В. Суворов предложил Екатерине II построить три небольших канала. По каналам российские суда могли бы проходить из крепости в крепость без захода на шведскую территорию. Каналы были бы полезны и в мирное время, так как не нужно было бы платить пошлину при прохождении через шведскую таможню. Екатерина II одобрила предложение Суворова, и строительство каналов начали осенью 1791 года. Непосредственным руководителем строительства был назначен надворный советник Иван Лаубе.

Своё военное значение каналы сохраняли немногим более 10-ти лет, так как после присоединения Финляндии к России в 1809 г. российская граница переместилась далеко на запад. В 1816 году каналы из военного ведомства были переданы в гражданское, и их разрешили использовать местному населению - крестьянам и торговцам.
Давайте посмотрим на эти гидротехнические сооружения:

Кутвеле (Кутвелентайполь)
61° 19' 37.33" N 28° 20' 33.30" E

Находится на границе муниципалитетов Тайпалсаари и Руоколахти. Длина канала около 130 м. В канале проходит фарватер глубиной 2,4 м.

СК


Канал Кутвеле, вид с парома





Кяухкяя (канал при Кевкенсильде, канал при Кевке)
61° 25' 27.40" N 28° 31' 14.60" E

Находится на территории муниципалитета Руоколахти. Длина канала около 260 м, по каналу не проходит фарватера. Недалеко от канала находится затопленный корпус судна, затонувшего в период строительства канала.

СК1


Канал Кяюхкяя, вид с моста





Куконхарью (Куконтайпольский канал)
61° 29' 44.94" N 28° 31' 28.97" E

СК2

Находится на границе муниципалитетов Пуумала и Руоколахти. Длина канала 800 м, частично канал прорублен в скале. Фарватер глубиной 1 м. В 2005 году на его берегах проводились археологические раскопки. Имеются информационный стенд, лесные тропинки, проходящие мимо фундаментов русских построек.


Канал Kukonharjun


Куконхарью,берег канала







Телатайпале (Телатайпа)
61° 39' 14.37" N 28° 36' 5.67" E

СК3

Находится на территории муниципалитета Сулкава. Длина канала примерно 200 м, по каналу не проходит фарватера.


Канал Телатайпале, вид с моста







Канал сохранился лучше других, вернее его восстановили в большей степени. Берега отделаны камнем, есть причал для лодок с надписью «open», наверху пивной магазин, закрытый в вечернее время, территория ухожена, наличиствуют беседка, цветочки и, естественно, информационный щит с текстом на русском. Мимо проходит пустынное шоссе, через канаву (местное название каналов) перекинут мостик.



Ниже представлены другие каналы, которые, возможно, к Суворовским не имеют отношения, т.к. по официальной истории их было прорыто всего четыре.

Канал Raikuun
62° 2' 40.14" N 29° 27' 52.26" E

СК4








Канал Vasaransaaren

СК5



Место Kivisilta
61° 46' 53.94" N 29° 19' 26.39" E

СК6

Очень красивый каменный мост








Такое впечатление, что это насыпь, по которой идет дорога

СК7

Не проверял это место по историческим данным, возможно, что это действительно насыпь.

Канал Oravi
62° 6' 41.52" N 28° 36' 24.67" E

СК8








Канал Haponlahden
62° 5' 53.58" N 28° 39' 42.71" E

СК9

Возможно, этот канал – сооружение недалекого прошлого. Выделяется шириной






Канал Varistaival
62° 32' 41.97" N 28° 38' 19.85" E

СК10


Видно, что каменная кладка явно не современная, уложена тогда, когда отсутствовал бетон. Шлюзы могли быть и деревянные, позже их реконструировали в металл.






Превосходная каменная кладка, сравнимая с качеством обработки гранитных блоков питерских фортов.



Интересен официальный год постройки этого канала и шлюзов.

Канал Taivallahden
62° 33' 46.45" N 28° 40' 9.55" E

СК11
Интересно то, что каналы не абсолютно прямые, а как реки - извиваются.


Так же, шлюз выполнен в великолепной каменной кладке. Финны умели обрабатывать камень как и строители С-Петербурга?





Канал Kaavinkoski
62° 53' 20.54" N 28° 37' 59.84" E

СК13









СК12
Есть вот такие безымянные каналы

Что удивляет – многие каналы прорыты даже к небольшим озерам.
***

Это далеко не все каналы в Финляндии на озере Суоми. Имеются и другие каналы, но на карте они не обозначены, фотографий к ним нет, но их можно посмотреть в Гугл-картах

Как видно, в современной Финляндии, которая была в 19-м веке частью России есть каналы, о которых нет упоминания в современной истории. Возможно, эти гидротехнические сооружения были построены после Екатерины, а возможно, существовали и до нее. У нас любят все древнее выдавать за недавнопостроенное и недавнопостроенное – за глубокую старину… Вполне возможно, что эти гидротехнические сооружения построены людьми некогда густонаселенного (допотопного) региона, а может быть - вполне нормальное объяснение: во времена Екатерининской России.
Еще один вопрос: как А.Суворов мог все успевать – вести и выигрывать сражения, идущие идин за одним, участвовать в затяжных походах, разгромить войска Пугачева и еще курировать такую стройку? Или это был человек огромной энергии и я ошибаюсь? Ему за его заслуги приписали много того, к чему он не имел непосредственного дела.

Источник фото

Благодарю plan_pu за наводку на эту тему.


Tags: Древние строения, Искажение истории, История, Каналы, Карты, Уникальные объекты, Фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments