sibved (sibved) wrote,
sibved
sibved

Занесенные храмы. Затирание наследия или допотопные слои?

Археологи очень тщательно и бережно производят все свои работы. Стоит только найти строителям или реставраторам какой-нибудь черепок, осколок керамики и доложить эту информацию по назначению, как весь объект могут закрыть на долгие месяцы для исследований, раскопок. Но в то же время – из-за этих качеств археология не может взглянуть на свои объекты, на раскопы с другой стороны. Например – никто из них не видит следов или последствий от потопа, селевых масс и т.д. Это для них – просто бред. Абсолютно все наносы грунта они считают культурными слоями. И почему-то в одних встречаются находки, а в других их ровно «ноль» (этот слой они зачастую легко вскрывают экскаватором).
Но оказывается, есть раскопки (при реставрации) внутри объектов, где культурных слоев не может быть по определению. С одним таким раскопом спешу ознакомить читателя…



В Юрьев монастырь (под Великим Новгородом) требуются волонтеры для выборки из отвала фрагментов фресок (контакты для желающих – в источнике в конце статьи)



Официальная информация:
В 1825 - 27-м гг. очень известный архимандрит Фотий (Спасский) повелел сбить в главном соборе обители, во имя св. влмч. Георгия (1119 - 40), практически полностью сохранявшиеся там настенные росписи XII столетия:( Работали задорно: "Фотий любил ... взбираться на подмостки, на леса. Работали ярославцы (из имений приближенной к настоятелю графини Анны Орловой, что под Ростовом Великим - о.А.П.),народ ловкий, расторопный, а главное догадливый: бывало, как завидят Фотия,так и заходят, что муравьи; это его тешило, и он тут же награждал их из своего денежного мешка. Дело шло шибко: пёстрая толпа рабочего люда копошилась на большом пространстве"(из воспоминаний родственника Фотия свящ. Иоанна Мизерецкого, цит. по: Секретарь Л.А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей.М.,2011.С.436-437,445).


Нынешний вид Георгиевского собора отчасти сходен с описанной в мемуарах картиной

Но в отличие от ситуации 1820-х, трудящиеся внутри храма не уничтожают древние стенописи, а внимательно и с любовью извлекают их осколки, открывшиеся в виде огромных завалов после вскрытия фотиевского и иных полов во всей восточной части собора.


Ящики с фрагментами живописи, лишь малая часть (которые сложены один на другой сзади тоже все заполненные). По кирпичной кладке без покрытия справа можно оценить толщину снятых археологами слоев.




Что же крамольного было изображено внутри храма, что фрески решили уничтожить в начале 19в.?


Собранный по частям фрагмент фрески с уникальными записями кон. XII - нач. XIII вв., летописного характера (о кончине святого архиепископа Антония (Добрыни Ядрейковича) и князя Изяслава):

Ну, а сейчас – самое интересное:



Посмотрите на фотографию и проникнитесь теми нелогичными действиями реставраторов 19в., которые сбили древние фрески, похоронили остатки тут же и заново расписали храм. Что видим? Ну, во первых – более старые плиты пола, которые находятся примерно на уровне одного метра от уровня современного. Т.е. сил и возможностей вынести в те времена строительный мусор – не нашлось?


Главный алтарь

На плитах старого пола сделали кирпичную кладку для нового алтаря. Кстати, обратите внимание на тонкие плиты пола. Это не плитка 1х1м, а именно плиты. Вырубать такие из камня – неудобно и есть риск испортить в процессе обработки. Секционная заливка полов геополимерным составом – как и при современной технологии заливки бетонных?
Смотрим дальше. Слева на фото имеется сохранившийся участок с древней штукатуркой и росписью. Он находится ниже уровня современных полов. Значит – «реставраторы» (уже берем их в кавычки) не добрались до самого удобного места, либо оно уже при них было погребено под слой грунта.


Это участок стены в приближении


Еще один угол, куда не добралась рука древнего «рестовратора»




Фрагмент престола




Фотография, позволяющая оценить уровень древних полов храма


К западу под плитой XIX в.(1814) лежит под спудом святитель Христов Феоктист, архиепископ Новгородский

Какая качественная «резьба по камню». Гораздо логичнее предположить, что это тиснение буквами-клеше по еще незатвердевшему материалу.

Оценив эти фотографии, у меня возникло только две версии. Либо древние «реставраторы» целенаправленно уничтожала древние росписи храма, а заодно и скрыли пол с демонстрацией каменных возможностей своих предшественников, либо после определенных событий храм был занесен, и росписи со стен обсыпались. Их не стали восстанавливать, а оббили и нанесли новую штукатурку с росписью. За второй вариант говорит не до конца уничтоженные фрески в углах и ниже современного пола. Но судя по найденной надгробной плите святителя Христов Феоктиста http://days.pravoslavie.ru/Life/life3168.htm – перезахоронен в 1786 в этом монастыре. Факт в пользу версии Кунгурова?

Источник

Ранее опубликованный матариал на эту тему: Древние слои истории
***
Дополнение:

Делаю дополнение из подборок фотографий прихрамовой территории. Многие показывают, что уровень грунта на территории и фундамент строений и стен - далеки от совпадений.



Здесь видно, что стена, которая ближе к берегу неравномерно занесена (часть арок не видно, часть видно). Строение, соединяющее колокольню с храмом с голубыми куполами - так же неравномерно находится над "уровнем земли" (справа часть окон в грунте).










Нижний ряд окон упирается в уровень земли и, видимо, были заложены








Четко видно, что строение слева со стороны храма занесено до второго этажа.


Уровень грунта у колокольни - выше, чем слева и справа


Для чего нужны были такие низкие арки в стене? Может быть - они занесены, а первоначально имели не менее 2,5м в высоту?


Нижние окна храма заложены, оставлены лишь форточки


Вход пришлось сделать даже выше, чем уровень окон


Участок оголенной стены. Разнородный строительный материал



Tags: Древние строения, Искажение истории, История, Находки, Потоп, Храмы, пластичный камень
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments